Рекламный баннер 990x90px header-top
77.21
91.94
Рекламный баннер 728x90px center-top

На службе у стихии

В Усть-Камчатском округе, где сопки извергают пламя, а в кристальных реках идёт на нерест лосось, уже почти век работают две уникальные научные станции. Одна предупреждает об извержениях, другая изучает законы дикой природы. Ко Дню науки рассказ о буднях исследователей, чья работа стала служением.

У подножия исполинских вулканов, в посёлке Ключи, уже 90 лет бьётся научный пульс полуострова. Здесь находится Ключевская вулканостанция имени Левинсона-Лессинга старейшая обсерватория такого профиля в России, справедливо называемая колыбелью отечественной вулканологии. Систематическое изучение огнедышащих гигантов началось здесь благодаря энтузиазму и дальновидности академиков Франца Левинсона-Лессинга и Александра Заварицкого. Они первыми осознали исключительную важность Камчатки для понимания глубинных процессов планеты.

Первого сентября 1935 года их планы стали реальностью в посёлке Ключи открылась уникальная исследовательская база. С первого дня перед коллективом стояли масштабные задачи: наблюдать за динамикой вулканической деятельности, вести геохимический мониторинг, собирать и систематизировать данные об извержениях, изучать их продукты, восстанавливать историю активности и самое главное разрабатывать методы прогноза и оценки опасности. Этот фундаментальный задел определил развитие целой научной школы.

Уже в 1946 году обсерватория обзавелась собственной сейсмической станцией, а первое зарегистрированное землетрясение стало новогодним подарком 1 января 1947-го. Эти данные позволили впервые оценить глубину залегания магматического очага. С тех пор сейсмологическая сеть только расширялась, а методы прогнозирования оттачивались. В 1962 году станция, ставшая мощным исследовательским центром, вошла в состав новообразованного Института вулканологии. Здесь рождались новые направления, такие как биовулканология, активно применялась аэрофотосъёмка для создания Атласа вулканов СССР.

Сегодня наследники этой славной традиции современные стражи огня. Их главная задача постоянный мониторинг самых активных вулканов Северной группы: Ключевского, Шивелуча, Толбачика. От точности их прогнозов зависит безопасность тысяч людей.

Основная задача ведение режимных наблюдений. Мы получаем информацию о состоянии вулканов и всех процессов, что происходят в их недрах и рядом, поясняет заведующий лабораторией Валерий Цветков.

Теперь взгляд на исполинов это взгляд из космоса и с высоты птичьего полёта. На смену классическим теодолитам пришли квадрокоптеры, самолёты-беспилотники и спутниковые системы. Однако за технологическим прогрессом скрываются суровые будни. Учёные сталкиваются с острыми проблемами: хроническим дефицитом кадров, сложностями с финансированием и изношенной техникой. Самому молодому нашему Бурану 14 лет, а один вообще 1995 года выпуска. Вот на чём мы добираемся в труднодоступные места, отмечает Цветков.

Но, несмотря на трудности, миссия станции не теряет глобального значения. Без изучения самых активных вулканов планеты вопрос безопасной жизни на Камчатке рассматривать очень тяжело, уверен специалист.

Профессия вулканолога это часто призвание на всю жизнь. Научный сотрудник Юрий Демянчук прибыл сюда почти полвека назад, планируя поработать лишь несколько лет. Первый год показал, что я отсюда не уеду никогда, признаётся он. За десятилетия Юрий Владимирович стал свидетелем революции в методах исследований и уверен, что будущее за космическими технологиями. А его давнее хобби фотография превратилось в рабочий инструмент, позволяющий фиксировать и анализировать изменения вулканических построек.

В нескольких десятках километров от огненных гигантов, на берегу протоки, соединяющей озеро Ажабачье с рекой Камчаткой, находится другой научный форпост биостанция Радуга. Основанная в 1970 году ихтиологом Станиславом Коноваловым, она затеряна в дикой природе. Дорог сюда нет: летом путь лежит по воде, зимой на снегоходах, а в периоды ледостава и ледохода станция оказывается в полной изоляции.

Кто сегодня продолжает дело основателей? Постоянный коллектив станции немногочислен. Работой руководят начальник станции Сергей Корягин и инженер Виталий Корягин. Ежегодно приезжает старший научный сотрудник, к.б.н. Валерий Паренский, бывший заведующий лабораторией. Средний возраст людей, работающих и бывающих на Радуге, около 45 лет. Это опытные исследователи, способные организовать полевые работы. Однако, как отмечают учёные, молодых продолжателей дела основателей сегодня нет. Станция всегда была натурной базой для сбора данных, которые затем обрабатываются в лабораториях. Главное, что удерживает людей в этом труднодоступном месте, общение с ненарушенной природой и возможность получать новые знания о законах жизни главного объекта их изучения нерки озера Ажабачье.

Место для базы было выбрано не случайно. Рядом располагался Нижне-Камчатский острог первое русское поселение на полуострове, откуда начинались знаменитые экспедиции Беринга и Чирикова. А само озеро Ажабачье, являющееся памятником природы, уникальная природная лаборатория. Это ключевое нерестилище нерки, куда ежегодно заходят сотни тысяч рыб. Прозрачная вода позволяет учёным в деталях изучать подводную жизнь. Здесь проводятся исследования по ихтиологии, гидробиологии, энтомологии и геоботанике, открываются новые виды.

Наука здесь это не только романтика, но и современные методы. Хотя сама станция не является высокотехнологичным объектом, собранные здесь образцы становятся основой для передовых молекулярно-генетических исследований. Они позволяют детально изучать популяционную структуру рыб, а результаты публикуются в престижных международных журналах. Однако повседневную работу осложняют бытовые трудности. После реструктуризации академического института профильная лаборатория прекратила существование, но исследования на Радуге продолжаются. Интернета и устойчивой связи на станции нет, что создаёт проблемы, в том числе для оперативной отчётности.

Учёные уже фиксируют тревожные изменения в экосистеме озера. По их наблюдениям, заметно выросла численность карася и сазана, а количество молоди нерки, идущей на нагул, сократилось. Сдвигаются и сроки нереста. В начале двухтысячных я говорил, что нерка здесь не исчезнет никогда. Сейчас я уже в этом сомневаюсь, делится старший научный сотрудник. Причины видятся в чрезмерном промысловом давлении и дефиците производителей, пропускаемых в нерестовые реки. Несмотря на фундаментальную ценность исследований, голос науки сегодня имеет в основном рекомендательный характер при принятии управленческих решений.

Главные нерешённые проблемы Радуги привлечение кадров и обновление транспорта. Будущее станции учёные связывают с продолжением исследований популяционной биологии лососей и гольцов. Мечты об образовательных программах для студентов и школьников, которые были здесь в двухтысячных, пока отложены из-за организационных и финансовых сложностей.

Работа учёных на Радуге это постоянное соседство с дикой природой: медведями, птицами из Красной книги, в окружении нетронутых ландшафтов с видами на вулканы. Эта станция стала не только научной базой, но и местом, хранящим память веков: на её берегах до сих пор находят артефакты ительменов и первых русских поселенцев.

Две станции, два разных фронта работы с безжалостной силой огня и хрупким чудом жизни. Их объединяет одно: безупречное служение науке вдали от больших городов, где каждый день требует мужества, терпения и глубокой преданности выбранному делу.

107

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px center-bottom
Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 200x200px sidebar-right
Рекламный баннер 200x200px sidebar-right
Полезные ресурсы